Формирование функциональной грамотности по правилам безопасного поведения детей на дороге.

В современном образовании важное место занимает формирование у детей навыков безопасного поведения. Разработано множество учебно-методических пособий, регулярно издаются различные памятки безопасного поведения и профилактики травматизма. Но, к сожалению, число несчастных случаев, в том числе и с участием несовершеннолетних, не становится меньше. Как решить возникшее противоречие, когда традиционные формы знакомства с правилами безопасности не в достаточной мере помогают детям усвоить нужные знания?

Поиск новых методик, технологий, изучение современных требований к качеству образования показал, что ориентация на уровень сформированности функциональной грамотности может помочь развитию навыков безопасного поведения.
Дошкольник с раннего возраста находится под пристальным вниманием взрослых, но после выпуска из дошкольного учреждения опека ослабевает. Часто родители могут сопровождать первоклассника в школу, в лучшем случае, лишь один месяц. Большинство семей не могут позволить себе всё время проводить вместе, и так ребенок вынужден учиться самостоятельности. Насколько безопасно пройдет этот этап, зависит от ранее полученных знаний и навыков.
В нашем ДОУ уделяем огромное значение профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, где заложен главный принцип функциональной грамотности – создание условий для формирования у дошкольников основ безопасного поведения через практико-ориентированные формы работы. Другими словами, ребёнок имеет возможность сразу применить полученные знания не только теоретически, но и практически.
Безопасное поведение на дорогах, в личном и общественном транспорте может сформироваться только в практико-ориентированной деятельности. Но как же воспитанники детского сада могут получить опыт ориентировки, опираясь только на иллюстрации и рассказы взрослого?

На территории дошкольного учреждения создан и активно используется детский автогородок. Он оснащен игровыми модулями: легковыми автомобилями, пассажирским транспортом, макетами дорожных знаков, светофором, автозаправочной станцией, остановкой, парковкой, постом ДПС. В автогородке дошкольники оказываются в условиях реальной улицы и могут примерить на себя роли водителей, пешеходов, велосипедистов, работников автозаправочной станции и инспекторов ГИБДД. И только получив опыт в специально оборудованной игровой среде, дети выходят на экскурсии к ближайшему пешеходному переходу, светофору за пределами дошкольного учреждения.

В результате систематического проведения таких мероприятий ребята закрепляют умения правильно вести себя вблизи проезжей части, считывают информацию с дорожных знаков, знакомятся с дорожной разметкой, пользуются сигналами светофора.
В целом Программа по безопасности дошкольников предполагает решение ряда задач:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
С этой целью реализуются мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов по направлению безопасности, включающие в себя прохождение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров и мастер-классов. В учреждении ежегодно проводятся конкурсы дидактических пособий по безопасности и оснащению безопасной развивающей среды, благодаря которым появились и активно используются в работе яркие и функциональные авторские игры и пособия: макеты дорожных знаков, светофоров, пешеходные дорожки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольных игр.
2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды для формирования у дошкольников необходимых знаний и представлений по безопасности и возможности применять их на практике.
Во всех группах детского сада созданы и регулярно пополняются «Уголки безопасности» для дошкольников. Они содержат как картотеки дидактических и настольных игр по безопасности, так и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Развивающая среда даже самых небольших помещений и зон детского сада предполагает максимально эффективное использование. В результате систематического проведения таких мероприятий в течение учебного года ребята закрепляют умения правильно вести себя вблизи проезжей части, считывают информацию с дорожных знаков, знакомятся с дорожной разметкой, пользуются сигналами светофора.
Таким образом, функциональное формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, закрепление их в привычки поможет воспитанникам применять их в чрезвычайных ситуациях и сохранить свою жизнь и здоровье.


Источники:
http://io.nios.ru/articles2/120/10/funkcionalnaya-gramotnost-v-formirovanii-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u