Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения в среднем дошкольном возрасте

1 задание. «Улица города».

Цель: определить уровень знания детей устройства улицы.
Материал: макет улицы, мелкие игрушки (машины, человечки).
Вопросы:
1.Что это?
2. Где должны ходить пешеходы?
3. Где должны ездить машины?
4. Где нужно переходить проезжую часть улицы?
5. Почему пешеходный переход называют «зебра»?
Задание:
1. Расставь машины на дороге.
2. Расставь пешеходов на тротуаре.
3. Переведи одного человечка через дорогу.

2 задание. «Транспорт».

Цель: выявить умение детей классифицировать транспорт, знание машин специального назначения, знание особенностей движения машины, трамвая, троллейбуса, автобуса.

Материал: картинки с изображением различных видов транспорта.
Задание:
1. Классификация транспорта: грузовой, пассажирский, машины специального назначения.
2. Машины, работающие от тока, от бензина.
Вопросы:
1. Назови машины, которые ты знаешь.
2. Зачем нужны машины?
3. Какие машины перевозят грузы?
4. Какие машины перевозят пассажиров?
5. Если в городе нет электричества, какой вид транспорта не работает?
6. Зачем машинам скорой помощи, пожарной и милиции нужна сирена, мигалка?

3 задание. «Светофор».

Цель: выявить у детей знание цветов светофора, их назначение и действия пешехода при различных сигналах светофора.
Материал: 3 картинки с изображением действий пешехода, 3 картинки с изображением светофоров с различными цветами.
Вопросы:
1. Какие цвета у светофора?
2. Для чего нужен светофор?
Задание: составь пару, объясни почему.

4 задание. «Правила поведения в транспорте».

Цель: выявить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Что ты видишь на картинке?
2. А ты ездил с родителями в автобусе?
3. Ты знаешь, как нужно вести себя в автобусе?
4. Почему так?
Задание: посмотри на картинку. Кто нарушает правила поведения в транспорте?

5 задание. «Где и как нужно переходить улицу».

Цель: выявить знания детей о правилах поведения на проезжей части: играть на проезжей части запрещено; кататься на проезжей части запрещено; переходить улицу можно только в специально отведённых местах.
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Какие пешеходные переходы ты знаешь?
2. Как нужно переходить улицу?
3. Где должны кататься дети на велосипеде?
Задание: посмотри на картинку. Кто нарушает правила поведения на улице?

6 задание. «Знание участников дорожного движения».

Цель: выявить знания детей – участников дорожного движения.
Материал: картинки с изображением автобуса с людьми; на тротуаре стоят люди; в машине едет водитель с семьёй.
Задание: покажи на картинке пассажира, водителя, пешехода.

Оценка

Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, без подсказки взрослого, самостоятельно, на вопросы отвечает уверенно, поясняет свои ответы.
Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов, подсказки взрослого, однако затем с заданием справляется самостоятельно, на вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью или по образцу, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может.

Беседы по правилам дорожного движения

ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ПО УЛИЦАМ И ДОРОГАМ

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое-то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности их на улицах и дорогах мало кто заботился.
Когда же на улицах и дорогах движение увеличилось, появилась необходимость заботиться о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика обязан их знать.
Для движения пешеходов служат тротуары и пешеходные дорожки, а там, где их нет, пешеходы могут идти по обочине или велосипедной дорожке (если это не затрудняет движение велосипедистов). Пешеход может воспользоваться для движения велосипедной дорожкой и в том случае, когда по тротуару или пешеходной дорожке проход невозможен.
Пешеходные дорожки устраиваются вдоль дорог, где нет тротуаров, Они могут устраиваться обособленно от проезжей части дорог, чаще всего за пределами дорог или это может быть край дороги, отграниченный от проезжей части специальным ограждением или сплошной линией разметки. Пешеходная дорожка обозначается предписывающим знаком «Дорожка для пешеходов».
По тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, обочине пешеходы вправе идти как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении, придерживаясь правой стороны.
Хотя «Правилами» и разрешается движение пешеходов в таких случаях по любой стороне дороги, наиболее безопасно идти навстречу потоку транспортных средств. Двигаясь по левой стороне дороги, пешеход видит приближающиеся к нему машины и может в необходимых случаях принять меры предосторожности. Особенно важно выполнять эти рекомендации в ночное время суток, дождь, снегопад, метель, когда водителю трудно заметить идущего пешехода.
На некоторых дорогах разрешается скоростное движение транспортных средств, на всём протяжении такой дороги по ней запрещено движение пешеходов, о чём они оповещаются дорожным знаком «Пешеходное движение запрещено».

ДВУСТОРОННЕЕ И ОДНОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ

Задолго до появления первого автомобиля, чтобы конные экипажи, движущиеся навстречу друг другу, не сталкивались, возницы старались придерживаться разных сторон дороги.
В нашей стране, как и в большинстве стран мира, установлено правостороннее движение транспорта.
И ныне в нашей стране водители ведут свои автомобили, придерживаясь по ходу движения правой половины дороги, а машины, едущие навстречу друг другу, разъезжаются левыми сторонами.
Требования Правил дорожного движения составлены с учетом правостороннего движения. Поэтому, например, двери для пассажиров в автобусах, троллейбусах и трамваях всегда расположены с правой стороны.
На дороге с двусторонним движением машины движутся в разные стороны, придерживаясь правой стороны дороги.
Но существуют и дороги с односторонним движением, хотя их меньше, чем с двусторонним.
Одностороннее движение возникло еще в Древнем Риме. Уже тогда на узких дорогах стояли специальные люди-регулировщики, разрешающие двигаться всадникам и экипажам только в одном направлении.
И в настоящее время на дорогах с односторонним движением встречных машин не бывает. На них транспорт по всей ширине проезжей части движется только в одном направлении.
При переходе дороги с односторонним движением пешеход должен определить, в какую сторону движутся машины, чтобы знать с какой стороны ожидать появления опасности.
А сделать это помогут дорожные знаки.

ДЛЯ ПАССАЖИРОВ – ПРАВИЛА СВОИ

Ребята, вообразите, что вам предстоит поездка на автобусе, трамвае или троллейбусе. Вспомните, как называются люди, пользующиеся транспортом. (Дети называют.) Правильно, пассажиры. У пассажиров немало обязанностей: надо знать, где и как делать посадку, как вести себя в транспорте, как выходить из него. Вспомним правила для пассажиров. Вот остановка автобуса. Она обозначена металлической табличкой или специальным указателем. Помните: в ожидании транспорта надо стоять на тротуаре, обочине или специальной площадке, не выходя на проезжую часть. Остановка – не место для шалостей и игр.

НЕОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ ПОСАДКЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БЕДЕ.

…Когда автобус подошёл к остановке, пятиклассник Юра бросился к входной двери, чтобы первым попасть в автобус, но поскользнулся и попал под заднее колесо. Юра погиб…
Запомните: при посадке в транспорт не толпитесь, не суетитесь; сначала садятся пожилые люди, пассажиры с детьми, мальчики пропускают девочек вперёд. В автобусе, трамвае, троллейбусе не разговаривайте громко, уступайте место старшим, не толпитесь на задней площадке. Выходите только через переднюю дверь. ВЫЙДЯ ИЗ ТРАНСПОРТА, ИДИТЕ К ПЕРЕХОДУ. Не выходите на дорогу из-за стоящего транспорта. Это очень опасно. Сотни людей поплатились жизнью из-за того, что не придерживались этого простого правила.
Прежде чем закончить нашу беседу, поговорим о велосипеде, о тех правилах, которые должны соблюдать велосипедисты. Почти все ребята умеют ездить на велосипедах. Но многие думают так: сел в седло, держи руль и крути педали – вот и все правила! Нет, это не так. Во-первых, не каждому можно ездить по дорогам. Запомните правила: НЕ ВЫЕЗЖАЙ НА ВЕЛОСИПЕДЕ НА ДОРОГУ, ЕСЛИ ТЕБЕ НЕТ 14 ЛЕТ! Второе правило: НЕЛЬЗЯ ЕЗДИТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО ТРОТУАРАМ! Детям до 14 лет можно ездить на велосипедах по дворам, на школьных площадках и стадионах, по дорожкам детских автогородков в школах и парках.
С помощью взрослых приведите свой велосипед в порядок: отремонтируйте его ходовую часть, надёжно закрепите седло и руль, проверьте, исправен ли тормоз. Установите звонок.
НЕЛЬЗЯ ЕЗДИТЬ ВДВОЁМ НА ОДНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ. Запрещено также перевозить на велосипеде громоздкие предметы. И ещё: НЕЛЬЗЯ ПОВОРАЧИВАТЬ НАЛЕВО ИЛИ РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ НА УЛИЦАХ, ПО КОТОРЫМ ДВИЖЕНИЕ ВОЗМОЖНО В НЕСКОЛЬКО РЯДОВ, ИЛИ НА УЛИЦАХ С ТРАМВАЙНЫМ ДВИЖЕНИЕМ.
Вы вспомнили сегодня, ребята, основные законы дороги. Надеюсь, что вы будете их соблюдать. Желаю вам счастливого пути!

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ (ДОРОГЕ)

Сегодня, ребята, мы совершим с вами небольшое путешествие в страну автомобилей и дорог, в страну дорожного движения.
Взгляните в окно: там, на улице, по проезжей части, то и дело пробегают автомашины, мотоциклы, с грохотом и ревом проносятся могучие Камазы, шуршат шинами троллейбусы, автобусы. Вы видите на улицах и велосипедистов в цветных шлемах, и водителей мопедов – маленьких двухколесных машин с моторами. А по тротуарам идут пешеходы. Это ваши родители, соседи, друзья и просто незнакомые люди.
У каждого, кто идет или едет по дороге, свои дела. Водители, например, спешат доставить грузы или пассажиров к месту назначения. Грузы очень ждут на заводах, фабриках, в магазинах, на стройках. Пассажиры тоже торопятся по своим делам. Они хотят быстрее попасть на работу, в институт, в школу, на стадион.
Значит, у каждого человека на дороге есть дело. Срочное дело! Вы, вероятно, заметили, что на дороге пути машин и пешеходов часто пересекаются. Например, вам надо перейти на другую сторону дороги. Вы сошли с тротуара на проезжую часть, а тут откуда ни возьмись – автомобиль. И если не пропустить машину, случится беда. Таких случаев на дороге каждый день множество!
Запомните: неосторожному человеку опасно ходить по дороге! Дети попадают под колеса машин потому, что не знают законов движения по дорогам. А законы эти простые и понятные каждому. Называются они ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
...В детской больнице на одной из коек лежит семилетняя Наташа. У нее повреждена нога, на лице – ссадины. Наташу привезли сюда несколько дней назад прямо с улицы, где ее сбила грузовая машина. Девочка рассказала, что по пути в магазин ей надо было перейти дорогу. Справа от нее шла машина. Наташа решила, что успеет перебежать улицу и бросилась вперед. Дальше девочка ничего не помнит...
– Как вы считаете, ребята, почему Наташа попала под грузовик? (Дети высказывают свои предположения.) Конечно, виновата в беде сама Наташа.
Итак, первое правило: НЕ ПЕРЕБЕГАЙТЕ ДОРОГУ ПЕРЕД ПРИБЛИЖАЮЩИМСЯ ТРАНСПОРТОМ!
Вы идете по тротуару. Не каждый знает секреты правильного движения по тротуару. Посмотрите внимательно, как идут некоторые пешеходы: задевают друг друга, даже сталкиваются.
А ведь все очень просто. Следующее важное правило: ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ТРОТУАРУ ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ.
На некоторых дорогах и внутри дворов тротуаров нет. Как же надо ходить по таким дорогам? ПО КРАЮ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ!
На загородных дорогах пешеходы ходят по обочине или велосипедной дорожке (не мешая велосипедистам). Если же обочины нет – идите по краю проезжей части В ОДИН РЯД НАВСТРЕЧУ ДВИЖЕНИЮ ТРАНСПОРТА. Неправильно ведут себя дети, которые, идя вдоль дороги, выставляют руки в сторону машин. Такие шалости опасны!
Теперь поговорим о переходе дорог. Наташа оказалась в больнице потому, что не знала, где и как надо переходить проезжую часть. Безусловно, САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ ПЕРЕХОД – ПОДЗЕМНЫЙ. Такие переходы в виде тоннелей построены в местах самого оживленного движения. Помните, что и при движении по лестнице подземного перехода надо так же, как и на тротуаре, придерживаться правой стороны.
Бывают пешеходные переходы в виде мостиков.
Но чаще всего мы переходим дорогу там, где нет тоннелей или мостиков. Давайте вспомним, по каким признакам мы находим места разрешенного пешеходного перехода? (Дети высказывают свое мнение.)
В городах многие места перехода обозначают специально. Вот знак «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД» (показать знак). Он вам, вероятно, знаком. Это голубой квадрат с белым треугольником и черным силуэтом пешехода посередине. Переход можно также найти по разметке на проезжей части. Разметка перехода – это широкие белые полосы. Полосатая пешеходная дорожка напоминает окраску всем известного животного и поэтому часто называется как? («Зебра».)
Следующее правило: ПЕРЕХОДИТЕ ДОРОГУ В МЕСТАХ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗНАКОМ «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД» ИЛИ РАЗМЕТКОЙ «ЗЕБРА».
А как перейти проезжую часть, если на ней нет ни знака, ни разметки? Закон дорожного движения гласит: НА ПЕРЕКРЕСТКЕ! Каждый из вас знает, что такое перекресток. Это место, где улицы пересекаются. Если посмотреть на перекрестки сверху, то вы убедитесь, что они очень похожи на некоторые буквы. (Предложить детям назвать эти буквы). Правильно, большинство перекрестков похожи на крестик. Бывают перекрестки, напоминающие буквы X, Т, У. (Предложить детям нарисовать такие перекрестки.)
Запомните очень важное правило: ПЕРЕХОДИТЕ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ПО ЛИНИЯМ ТРОТУАРОВ ИЛИ ОБОЧИН, УСТУПАЯ ДОРОГУ ТРАНСПОРТУ. (С помощью схемы пояснить детям переход дороги по линиям тротуаров или обочин.)
Пятиклассник Леня выбежал на проезжую часть в стороне от перехода и был сбит самосвалом. При таких же обстоятельствах получила тяжелую травму шестиклассница Светлана.
ИТАК, МАШИНА БЛИЗКО – НЕ ПЕРЕХОДИ! ПОМНИ, ЧТО АВТОМОБИЛЬ ИЛИ МОТОЦИКЛ СРАЗУ ОСТАНОВИТЬ НЕВОЗМОЖНО.
Загородную дорогу, если нет обозначенных переходов, переходите под прямым углом (пояснить с помощью схемы) и только в местах, откуда дорога хорошо просматривается в обе стороны.
А теперь настало время вспомнить о трех чудесных огнях светофора. Я уверена, что все вы видели, знаете и понимаете эти дорожные сигналы. Давайте назовем цвета светофорных сигналов и напомним, как надо себя вести во время действия каждого из них. (Дети рассказывают о сигналах.) Светофоры подают сигналы трех цветов:
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – путь для движения закрыт!
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – внимание!
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – нужно осмотреться и только потом можно переходить дорогу!
Бывают специальные светофоры для пешеходов. Вы, наверное, видели у перекрестков на стойках или кронштейна небольшие ящички с козырьками и двумя окошками? Это и есть пешеходные светофоры. В них зажигаются человечки: красный – стоит, а зеленый движется. Внимательно следите за этими сигналами. Вот загорелся зеленый человечек – пожалуйста, можно переходить дорогу, машины пропускают вас. Но вот зеленый сигнал замигал. Это значит, что скоро будет включен красный сигнал. Если вы еще на тротуаре – не выходите на проезжую часть. Если дорога широкая и вы не успели ее перейти – остановитесь на середине проезжей части и переждите поток машин. Наконец появился красный человечек. Ни в коем случае не переходите! ПЕРЕХОД ПРИ ЗАПРЕЩАЮЩЕМ СИГНАЛЕ МОЖЕТ КОНЧИТЬСЯ БЕДОЙ!
Иногда поток машин на дорогах настолько велик, что даже светофору трудно справиться с регулированием движения. Тогда па перекресток выходит регулировщик. Он подает сигналы движениями рук и поворотом корпуса. В правой руке регулировщика – полосатая палочка. Это ЖЕЗЛ. О чем сигналит регулировщик?
1. Регулировщик обращен к вам лицом или спиной, руки опущены или вытянуты в стороны. ПЕРЕХОДИТЬ ЗАПРЕЩЕНО!
2. Регулировщик обращен к вам правым или левым боком, руки опущены или вытянуты в стороны. ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕХОДИТЕ!
3. Регулировщик поднял вверх правую руку. Внимание! ПЕРЕХОДИТЬ ЗАПРЕЩЕНО. ЖДИТЕ РАЗРЕШАЮЩЕГО СИГНАЛА!
4. Регулировщик обращен к вам правым или левым боком, правая рука вытянута вперед. ПЕРЕХОДИТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ СО СТОРОНЫ ПРАВОГО ИЛИ ЛЕВОГО БОКА РЕГУЛИРОВЩИКА, НО ТОЛЬКО ЗА ЕГО СПИНОЙ!
(Показать все сигналы регулировщика, затем предложить детям самим продемонстрировать их. Часть ребят выполняет в это время роль пешеходов.)
Запомните: СИГНАЛ РЕГУЛИРОВЩИКА – ПРИКАЗ!

ОТКУДА ТЫ ВЗЯЛАСЬ, ДОРОГА?

Было это в стародавние времена, когда ни ваших бабушек, ни ваших дедушек еще и на свете не было.
Жили в ту пору наши предки-славяне среди непроходимых лесов. Занимались земледелием, скотоводством, ловили рыбу, собирали мед диких пчел.
В поисках подходящих мест для посева пробирались они сквозь дремучие леса, топорами вырубали заросли. Расчищенное место называлось дором. Там селились: строили избы, сараи, распахивали землю. Но не сидеть же им все время на своем доре, надо ведь и на рыбную ловлю ходить, и доставить домой гущи убитых на охоте диких зверей. Да мало ли по каким делам человеку надо отлучиться из дому!
И вот люди в чащобах стали прорубать проходы-тропинки. Их назвали путиками. А потом путиками соединили один дор с другим и назвали путик дорогой. Дорога – это путь от одного дора к другому, от одной деревни к другой.
А кто знает, какая разница между улицей и дорогой? Улица – это дорога, которая идет мимо домов, вдоль лицевой их части, так сказать, «у их лица». Она всегда проходит через города или поселки. А порядок и на улице, и на дороге должен быть один и тот же.
Ту часть улицы, по которой едут автомобили, автобусы, трамваи и т. д., называют проезжей частью. Проезжей, потому что по ней ездят. Ее мостят камнями, покрывают асфальтом.
Пешеходы могут лишь переходить мостовую, а ходить они обязаны по тротуару.
А как появился тротуар? Это случилось в старой Москве много-много лет назад. Был летний вечер. По Тверской улице, поднимая тучи пыли, мчались вперегонки две тройки. Бубенцы заливались на всю улицу. Седоки колотили кучеров кулаками в спины и кричали:
«Гони, на чай получишь!» Рослые ямщики, привстав на облучке, нещадно хлестали лошадей.
Тройки бешено мчались к перекрестку, где толпились люди. Кучера махали кнутами и кричали во все горло: «Берегись!»
Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть перепуганных людей. Когда взмыленные лошади остановились, разъяренная толпа начала колотить чем попало пассажиров и кучеров. На мостовой остались пострадавшие.
«Как избежать несчастных случаев?» – гадали хозяева города. «Надо поделить улицу между конными экипажами и пешеходами», – предлагали разумные люди.
Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар – пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится – дорога дня пешеходов.
Тротуар сделан немного выше, чем проезжая часть. Это для того, чтобы на него даже нечаянно не мог попасть автомобиль.
В тех местах, где особенно людно, тротуар отделяют от проезжей части металлической оградой, чтобы пешеход случайно не зашел на нее.
Все пешеходы знают, что тротуар сделан специально для них, что там ходить совершенно безопасно. Теперь об этом знаете и вы, ребята.

Методика работы с детьми средней группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге

Основными навыками правил безопасного поведения ребенка на дороге в средней группе должны стать:

– знание и определение мест безопасного движения пешехода по тротуарам, обочинам, а при их отсутствии – по краю проезжей части. Если есть в населенном пункте пешеходная или велосипедная дорожка, то ребенок должен иметь навыки движения и в этих местах;

– необходимо напоминать, что по тротуарам и обочинам надо идти, держась правой стороны. В этом случае пешеход идет навстречу транспортному движению по проезжей части или идет вдоль дома, что также безопасно;

– при движении особое внимание обращать на выезды из дворов, места стоянок, автозаправочных станций;

– ребенок должен усвоить, что в местах, где разрешено движение пешеходов, играть, бегать, ездить на велосипедах, коньках, ходить и сидеть на бордюрном камне у края проезжей части запрещено;

– неправильно учат детей, что по краю проезжей части надо идти навстречу транспортному потоку – это только вне населенного пункта. В населенном пункте можно идти по краю проезжей части как по ходу, так и навстречу;

– при движении в темное время суток надо приучить ребёнка надевать яркую одежду, а если есть возможность – прикреплять к одежде липучки из светоотражающего материала. Надо показать школьные ранцы, кроссовки и материал из светоотражающих материалов;

– неправильно учат воспитатели детей: «При переходе проезжей части посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо». Учить надо так: «Прежде чем перейти проезжую часть, обязательно остановись и определи: на проезжей части движение в одном направлении или двустороннее движение (ребенок уже должен уметь их определять), а потом посмотри налево, а затем направо (зачем?), убедившись в безопасности, переходи. Дошкольник это должен знать, но переходить он должен всегда только со взрослым пешеходом;

– при воспитании навыков безопасного перехода проезжей части надо постоянно напоминать, что самым опасным местом при переходе является стоящий транспорт. Неправильно учат некоторые воспитатели, что трамвай надо обходить спереди, а безрельсовый транспорт сзади. Такое утверждение преступно, оно было отменено почти 50 лет назад, так как современный транспортный поток не позволяет пешеходам безопасно проходить через него. При выходе из трамвая надо выйти на ближайший тротуар и в установленном месте переходить проезжую часть. Нужно ждать, пока автобус и троллейбус отойдут от остановки, и также в установленном месте, убедившись в безопасности, переходить проезжую часть. Стоящий у края проезжей части безрельсовый транспорт надо обходить со стороны приближающегося к ним транспорта, это может быть и передняя: часть транспорта, и задняя, а лучше всего отойти от него на достаточное расстояние, чтобы видеть транспорт, который движется и слева, и справа;

– ребенка надо учить анализу возможной опасности при выходе из-за стоящего транспорта и постоянно напоминать – особенно опасно выбегать из-за него;

– прививать привычку переходить проезжую часть только там, где она хорошо просматривается в обе стороны;

– учить наблюдать за проезжей частью дороги, еще подходя к ней, а подошел – остановись обязательно, впереди опасность;

– воспитывать у ребенка инстинкт самосохранения на примерах других нарушителей правил безопасного поведения – и водителей, и пешеходов;

– объяснять детям дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая». Их надо раскрасить;

– закреплять полученные знания и впечатления во время игр, таких как «Едем по дороге в населенном пункте», где роль водителей к пешеходов выполняют куклы; «Чего не хватает в этом транспорте», когда картинки с изображением различных видов транспорта разрезаются на несколько частей, а ребенок собирает свой вид транспорта;

– во время игр и при использовании рассказов о своих впечатлениях после прогулок обращать внимание детей, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) скрываются маленькие (легковые, мотоциклы, велосипеды), что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который быстро продвигается.

Таким образом, к пяти годам у детей должны уже появиться следующие привычки и навыки:

– ходить можно только в пяти установленных местах дороги;

– правила движения в этих местах;

– переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части;

– правила перехода проезжей части и опасные места на ней;

– транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность;

– движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светофорами или светом и цветом его.

В средней группе необходимо отрабатывать следующие вопросы:
– повторять вопросы, программы, отработанные в младшей группе;
– учить детей различать элементы дорог, таких как разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановки общественного транспорта;
– учить детей выполнять требования сигналов светофора: красный, красный и желтый одновременно, зеленый, зеленый мигающий и желтый;
– воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада, знать назначение зданий вокруг детского сада;
– развивать наблюдательность и любознательность;
– расширять знания о транспортных средствах, их конструктивных особенностях;
– продолжать знакомить с правилами дорожного движения, разъяснять места, где можно ходить пешеходам, где можно переходить проезжую часть, вырабатывать привычку соблюдать правила безопасного движения в установленных местах и правила безопасного перехода проезжей части;
– учить входить в зрительный контакт с другими пешеходами и водителями;
– учить определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко;
– уметь определять изменение направления перемещения людей и транспорта: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, идет, бежит, останавливается;
– учить составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в легковом автомобиле, автобусе, трамвае;
– учить изображать в рисунке дорожные знаки, сигналы светофора, велосипед, человека, несколько человек, предметы, которые закрывают видимость дороги, деревья, кусты, стоящий транспорт;
– во время прогулок определять, кто правильно выполнял требования правил, кто нарушал;
– учить определять опасные места на дороге;
– читать книги на тему безопасного движения по дорогам. 

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО

ТРАВМАТИЗМА

1. Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в области вызывает озабоченность у сотрудников госавтоинспекции, народного образования, здравоохранения, общественности.
За последние 5 лет в области с участием детей произошли 1576 дорожно-транспортных происшествий. 138 детей погибли, 1537 детей и подростков в возрасте от 1 года до 16 лет травмированы. В 2010 году по сравнению с 2009 г. наблюдается возросшее количество дорожных происшествии с детьми в области на 3 %, число травмированных на 4 %. В 44 % дорожных происшествий виновны дети. Наиболее часто в дорожной обстановке страдают дети-пешеходы дошкольного и младшего школьного возраста.
К примеру, только в течение первого полугодия 2009 года в Волгоградской области в результате ДТП 13 детей и подростков погибли и 193 получили травмы различной степени тяжести. По вине детей произошла 61 дорожная авария. Среди пострадавших 50,8 % пешеходов, 8 % велосипедистов, 29,1 % пассажиров. На летние месяцы: май, июнь, июль, август приходится 39 % дорожных происшествий с участием детей. Всплески аварийности с детьми отмечаются в апреле, сентябре.
Особое внимание обращает на себя высокая аварийность в определенные часы суток и дни неделей.
Анализ аварийности показывает, что в часы с 16 до 20 происходит 50 % дорожных происшествии, в которых чаще гибнут и травмируются дети-пешеходы и велосипедисты. Неблагоприятными днями недели оказались понедельник, суббота и воскресенье. Именно на них приходится 48 % аварий с детьми.
2. Причины несчастных случаев с детьми.
Так, в Красноармейском районе, 29 апреля четырехлетний мальчик неожиданно выбежал на проезжую часть дороги. На него был совершен наезд автомобилем «Жигули». Ребенок травмирован. В этот же день в Новоаннинском районе две девочки 6 и 7 лет выбежали из-за автомобиля и юыли сбиты автомобилем КамАЗ.
26 апреля в Октябрьском районе в вечернее время ученик 7 класса Шелестовской средней школы на мотоцикле «Восход», без номерных знаков, не имея водительского удостоверения, следовал по грунтовой дороге и совершил столкновение на стоящий мотоцикл.
9 июля в Ворошиловском районе родители оставили малолетнего ребенка у кассы для приобретения на проезд в троллейбусе билетов, сами побежали на остановку. Ребенок спешил к родителям, стоящим на подножке отъезжающего троллейбуса и попал под колеса идущего автомобиля. С травмами он был доставлен в больницу.
Правила дорожного движения изучаются детьми в дошкольных и учебных заведениях. Организовано изучение Правил водителями автомототранспортных средств.
Предлагаемые типовые программы основаны на Правилах дорожного движения, введенных в действие с 1 января 1987 года. В них включены разделы Правил дорожного движения, которые касаются пешеходов, пассажиров и велосипедистов. Форма проведения занятии (лекция, беседа, консультация, моделирование дорожных ситуаций, игра и т. д.) выбирается в зависимости от изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально-возрастных особенностей.
В целом методика проведения занятий преследует цель, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения, и на этой основе сформировать стереотипы безопасного поведения в дорожном движении.
С учетом темы, рассматриваемой на занятии, рекомендуется использование наглядных пособий: плакатов с изображением дорожных знаков, фотографий, диафильмов, видео- и кинофильмов по вопросам безопасности дорожного движения, схем дорожно-транспортных происшествий и организации дорожного движения в зоне предприятий, в микрорайоне, в зоне детских дошкольных и школьных учреждений. При проведении занятий важно учитывать психофизиологические особенности аудитории. Так, предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями его психофизиологического развития, как: незрелость, непостоянство и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; влияние окружающей среды; недостаток знаний об источниках опасности; отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль.
Причиной несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах остается недостаточный надзор взрослых. А также отсутствие навыков дисциплинированного поведения на дорогах.
Дети не умеют наблюдать: осматривать проезжую часть, замечать автотранспортные средства, оценивать скорость и направление их движения, предвидеть возможность появления транспортного средства из-за других транспортных средств, деревьев, кустов. Иногда дети устраивают игры на проезжей части, переходят проезжую часть в неустановленном месте, неожиданно выбегают перед близко идущим автомобилем, не выполняют правила езды на велосипеде. Нередки случаи, когда дети, подражая взрослым, переходят проезжую часть на запрещающий сигнал светофора.

Рекомендации родителям по формированию навыков безопасного поведения у детей на дороге

Навыки безопасного поведения на улицах и дорогах – основы выполнения Правил дорожного движения.

Родителям придется систематически напоминать детям о различии в поведении дома и на улице. Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице необходим детям. Это должно стать привычкой.

Подходя к концу тротуара, к бордюрному камню, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях.

Навык переключения на самоконтроль даст возможность следить за своим поведением автоматически, контролировать дорожную ситуацию, правильно оценивать обстановку и принимать решение.

Ребенок пли подросток должен предвидеть опасность. Своими глазами он должен видеть, что за разными предметами па улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности можно проводить, находясь на тротуаре, и зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. Неоднократно необходимо показать ребенку с тротуара:

– стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный автомобиль;

– стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающий из-за него встречный автомобиль;

– стоящий грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него другой транспорт;

– кусты, деревья, забор, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги и выезжающий из-за них транспорт;

– движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;

– движущийся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него.

Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору улиц, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности. Следует выработать условный рефлекс на опасность препятствия, закрывающего обзор улицы.

Следует обратить внимание детей на обманчивость и опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные улицы, не видя транспорт, и не слыша их шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что улица пуста.

Навык наблюдения. Подойдя к проезжей части, ребенок должен повернуть голову налево, направо и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Осматривать дорогу ребенок должен несколько раз, так как обстановка на дороге может резко измениться. Прежде чем сделать первый шаг с тротуара следует посмотреть налево. Дойдя до середины проезжей части, надо посмотреть направо.

Особенно внимательно ребенок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить идущий транспорт.

Научите ребенка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, мотороллер, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает идущий вдалеке легковой автомобиль или мотоцикл.

Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребенком счет времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать секунды, ребенок научится правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения.

Научите ребенка определять направление будущего движения транспорта: какой автомобиль поедет прямо, а какой готовится к повороту (включен указатель поворота).

Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению, и, в частности, используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на улице резко осложняется. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить транспорт, приближающийся сбоку, у детей с дефектами зрения намного слабее, чем у детей с нормальным зрением.

Такой ребенок должен быть еще более внимательным, так как он может ошибиться в определении расстояния до транспортного сродства и его скорости, может не заметить автомобиль. Целесообразно, чтобы ребенок в очках компенсировал недостаток зрения более частым и тщательным поворотом головы и просмотром улицы налево и направо.

Роль семьи в формировании навыков безопасного поведения детей на дороге

Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.


Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научить читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.

Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране – тысячи. Не смотря на то, что это маленькие страны – у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в нашей.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают, особенно мама и папа, – правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги.
Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, или ребенок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) – значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа – значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка,

ПОМНИТЕ!

Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии.

По своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои условия, и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребенка за руку, проходит весь маршрут и объясняет порядок его прохождения. Затем ребенок должен взрослого члена семьи провести по маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребенка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребенок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребенок при этом не должен знать, что за ним ведется контроль.
Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что все будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создает в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребенка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал все, чтобы мой ребенок безопасно ходил самостоятельно».
В данном пособии приведены памятки родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге, их можно размножить и использовать в различных группах детского сада. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть привычную недооценку угрозы детского травматизма, привычную веру в то, что с его ребенком несчастного случая не произойдет, и которые готовы вы целить хоть немного времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.

Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.

Цель: выяснить, какие трудности испытывают родители в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, провести индивидуальную работу с ними, оказать им педагогическую помощь, дать конкретные рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Наглядные пособия: иллюстрации.

Краткое содержание беседы

Педагог спрашивает родителей о трудностях в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, даёт педагогические рекомендации.
1. Идя с ребёнком в детский сад, обратить его внимание на которых надо остановиться и куда смотреть. Если есть светофоры, объяснить, что переходить можно только на зелёный сигнал светофора (на жёлтый и красный сигналы переходить дорогу нельзя – опасно). Когда ребёнок приблизится к школьным годам, чтобы приучить его к самостоятельности, можно сказать: «Я хочу посмотреть, как ты один пойдёшь в школу». При этом родители должны знать реакцию ребёнка на движущийся транспорт и восприятие им окружающей среды, развивать у него внимание и наблюдательность. Придумать совместно с ребёнком игру на развитие глазомера. Например, определять расстояние до приближающейся машины (далеко, близко), скорость (быстро, медленно), размеры (большие, маленькие).
2. Используя родительский авторитет, всегда показывать пример в соблюдении Правил дорожного движения. Если мама или папа переходят дорогу на красный сигнал светофора без последствий, то у ребёнка в сознании фиксируется, что такова модель поведения. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии.
3. Положительные привычки у детей формируют, в основном, родители. Привычки, как сложившийся способ поведения, постепенно приобретают характер потребности и со временем могут перерастать в устойчивые привычки: играть только в специально отведённых местах, во дворах, парках; правильно и безопасно переходить улицы и дороги; в сложных дорожных ситуациях уметь обращаться за помощью к взрослым.
4. Родители должны использовать методы внушения, регулярно повторяя детям следующие установки:
– перед тем, как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;
– никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу;
– перед тем, как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа и сзади, если это перекрёсток, нет приближающегося транспорта;
– не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, санках, самокате;
– не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;
– переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
– никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
– когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будь осторожен».
5. Не запугивайте детей опасностями на улицах и дорогах. Страх также вреден, как неосторожность и беспечность. Дети должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке.
6. Используйте побудительные мотивы безопасного поведения:
– нежелание ребёнка огорчать родителей неправильными действиями;
– осознание возможных последствий неправильного поведения, которое может приводить к несчастным случаям и авариям.
7. Дома как можно чаще задавайте ребёнку вопросы на развитие логики, мышления. Например: «Что ты будешь делать, если на перекрёстке не работает светофор?».
8. Применяя методы воспитания (внушения, убеждения, примеры, поощрения), добивайтесь понимания и осознания ваших требований соблюдать правила дорожной безопасности: что можно, а что нельзя делать на улицах и дорогах города.
В конце беседы педагог просит остаться родителей, дети которых относятся к группе риска как наиболее склонные к опасным, неадекватным действиям на улицах и дорогах. Проводит индивидуальную беседу с этой категорией родителей.

Анкета для родителей

"Это должен знать каждый!"

Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты:


1. Как Вы считаете, знает ли Ваш ребенок правила поведения при переходе улицы?

_________________________________________________________________________________
2. Что, по-вашему, является главным в работе по профилактике детского дорожного травматизма?

_________________________________________________________________________________
3. Как Вы знакомите ребенка с правилами дорожного движения (в форме игры, занятия, советов и предостережений)?

__________________________________________________________________________________
4. Есть ли у Вас дома необходимая литература по данной теме?

__________________________________________________________________________________
5. Испытываете ли Вы трудности в работе с ребенком по этой проблеме?

__________________________________________________________________________________
6. Какую информацию или консультацию по обучению своего ребёнка правилам дорожного движения Вы хотели бы получить?

__________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

"По дороге всей семьей!"

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты:


1. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?

____________________________________________________________________________________  
2. Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?

____________________________________________________________________________________  
3. Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?

____________________________________________________________________________________  
4. Знает ли Ваш ребенок, где находится детский сад? (Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге)

_____________________________________________________________________________________

5. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?

_____________________________________________________________________________________  
6. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?

_____________________________________________________________________________________

Памятка для родителей

Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на улице, соблюдению им правил безопасности!
В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
• Без взрослых выходить на дорогу нельзя!
• Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!
• Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!
• Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!
• На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.

ПОМНИТЕ!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с ВАС – родителей! Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг взрослых.