![](https://cdn-ru.bitrix24.ru/b28153344/landing/a8d/a8df48dc2f92298fe0a4a96132d22df2/1614552669_107_p_detskie_kartinki_na_belom_fone_116_1x.jpg)
Родительские собрания, анкетирование, памятки
Взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
в организации воспитательно-образовательной работы с детьми
По воспитанию грамотного пешехода
Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения в среднем дошкольном возрасте
1 задание. «Улица города».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы.2 задание. «Транспорт».
Цель: выявить умение детей классифицировать транспорт, знание машин специального назначения, знание особенностей движения машины, трамвая, троллейбуса, автобуса.
Материал: картинки с изображением различных видов транспорта.3 задание. «Светофор».
Цель: выявить у детей знание цветов светофора, их назначение и действия пешехода при различных сигналах светофора.4 задание. «Правила поведения в транспорте».
Цель: выявить знания детей о правилах поведения в транспорте.5 задание. «Где и как нужно переходить улицу».
Цель: выявить знания детей о правилах поведения на проезжей части: играть на проезжей части запрещено; кататься на проезжей части запрещено; переходить улицу можно только в специально отведённых местах.6 задание. «Знание участников дорожного движения».
Цель: выявить знания детей – участников дорожного движения.Оценка
Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, без подсказки взрослого, самостоятельно, на вопросы отвечает уверенно, поясняет свои ответы.Беседы по правилам дорожного движения
ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ПО УЛИЦАМ И ДОРОГАМ
Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое-то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности их на улицах и дорогах мало кто заботился.ДВУСТОРОННЕЕ И ОДНОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ
Задолго до появления первого автомобиля, чтобы конные экипажи, движущиеся навстречу друг другу, не сталкивались, возницы старались придерживаться разных сторон дороги.ДЛЯ ПАССАЖИРОВ – ПРАВИЛА СВОИ
Ребята, вообразите, что вам предстоит поездка на автобусе, трамвае или троллейбусе. Вспомните, как называются люди, пользующиеся транспортом. (Дети называют.) Правильно, пассажиры. У пассажиров немало обязанностей: надо знать, где и как делать посадку, как вести себя в транспорте, как выходить из него. Вспомним правила для пассажиров. Вот остановка автобуса. Она обозначена металлической табличкой или специальным указателем. Помните: в ожидании транспорта надо стоять на тротуаре, обочине или специальной площадке, не выходя на проезжую часть. Остановка – не место для шалостей и игр.НЕОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ ПОСАДКЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БЕДЕ.
…Когда автобус подошёл к остановке, пятиклассник Юра бросился к входной двери, чтобы первым попасть в автобус, но поскользнулся и попал под заднее колесо. Юра погиб…КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ (ДОРОГЕ)
Сегодня, ребята, мы совершим с вами небольшое путешествие в страну автомобилей и дорог, в страну дорожного движения.ОТКУДА ТЫ ВЗЯЛАСЬ, ДОРОГА?
Было это в стародавние времена, когда ни ваших бабушек, ни ваших дедушек еще и на свете не было.Методика работы с детьми средней группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге
Основными навыками правил безопасного поведения ребенка на дороге в средней группе должны стать:
– знание и определение мест безопасного движения пешехода по тротуарам, обочинам, а при их отсутствии – по краю проезжей части. Если есть в населенном пункте пешеходная или велосипедная дорожка, то ребенок должен иметь навыки движения и в этих местах;
– необходимо напоминать, что по тротуарам и обочинам надо идти, держась правой стороны. В этом случае пешеход идет навстречу транспортному движению по проезжей части или идет вдоль дома, что также безопасно;
– при движении особое внимание обращать на выезды из дворов, места стоянок, автозаправочных станций;
– ребенок должен усвоить, что в местах, где разрешено движение пешеходов, играть, бегать, ездить на велосипедах, коньках, ходить и сидеть на бордюрном камне у края проезжей части запрещено;
– неправильно учат детей, что по краю проезжей части надо идти навстречу транспортному потоку – это только вне населенного пункта. В населенном пункте можно идти по краю проезжей части как по ходу, так и навстречу;
– при движении в темное время суток надо приучить ребёнка надевать яркую одежду, а если есть возможность – прикреплять к одежде липучки из светоотражающего материала. Надо показать школьные ранцы, кроссовки и материал из светоотражающих материалов;
– неправильно учат воспитатели детей: «При переходе проезжей части посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо». Учить надо так: «Прежде чем перейти проезжую часть, обязательно остановись и определи: на проезжей части движение в одном направлении или двустороннее движение (ребенок уже должен уметь их определять), а потом посмотри налево, а затем направо (зачем?), убедившись в безопасности, переходи. Дошкольник это должен знать, но переходить он должен всегда только со взрослым пешеходом;
– при воспитании навыков безопасного перехода проезжей части надо постоянно напоминать, что самым опасным местом при переходе является стоящий транспорт. Неправильно учат некоторые воспитатели, что трамвай надо обходить спереди, а безрельсовый транспорт сзади. Такое утверждение преступно, оно было отменено почти 50 лет назад, так как современный транспортный поток не позволяет пешеходам безопасно проходить через него. При выходе из трамвая надо выйти на ближайший тротуар и в установленном месте переходить проезжую часть. Нужно ждать, пока автобус и троллейбус отойдут от остановки, и также в установленном месте, убедившись в безопасности, переходить проезжую часть. Стоящий у края проезжей части безрельсовый транспорт надо обходить со стороны приближающегося к ним транспорта, это может быть и передняя: часть транспорта, и задняя, а лучше всего отойти от него на достаточное расстояние, чтобы видеть транспорт, который движется и слева, и справа;
– ребенка надо учить анализу возможной опасности при выходе из-за стоящего транспорта и постоянно напоминать – особенно опасно выбегать из-за него;
– прививать привычку переходить проезжую часть только там, где она хорошо просматривается в обе стороны;
– учить наблюдать за проезжей частью дороги, еще подходя к ней, а подошел – остановись обязательно, впереди опасность;
– воспитывать у ребенка инстинкт самосохранения на примерах других нарушителей правил безопасного поведения – и водителей, и пешеходов;
– объяснять детям дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая». Их надо раскрасить;
– закреплять полученные знания и впечатления во время игр, таких как «Едем по дороге в населенном пункте», где роль водителей к пешеходов выполняют куклы; «Чего не хватает в этом транспорте», когда картинки с изображением различных видов транспорта разрезаются на несколько частей, а ребенок собирает свой вид транспорта;
– во время игр и при использовании рассказов о своих впечатлениях после прогулок обращать внимание детей, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) скрываются маленькие (легковые, мотоциклы, велосипеды), что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который быстро продвигается.
Таким образом, к пяти годам у детей должны уже появиться следующие привычки и навыки:
– ходить можно только в пяти установленных местах дороги;
– правила движения в этих местах;
– переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части;
– правила перехода проезжей части и опасные места на ней;
– транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность;
– движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светофорами или светом и цветом его.
В средней группе необходимо отрабатывать следующие вопросы:
– повторять вопросы, программы, отработанные в младшей группе;
– учить детей различать элементы дорог, таких как разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановки общественного транспорта;
– учить детей выполнять требования сигналов светофора: красный, красный и желтый одновременно, зеленый, зеленый мигающий и желтый;
– воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада, знать назначение зданий вокруг детского сада;
– развивать наблюдательность и любознательность;
– расширять знания о транспортных средствах, их конструктивных особенностях;
– продолжать знакомить с правилами дорожного движения, разъяснять места, где можно ходить пешеходам, где можно переходить проезжую часть, вырабатывать привычку соблюдать правила безопасного движения в установленных местах и правила безопасного перехода проезжей части;
– учить входить в зрительный контакт с другими пешеходами и водителями;
– учить определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко;
– уметь определять изменение направления перемещения людей и транспорта: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, идет, бежит, останавливается;
– учить составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в легковом автомобиле, автобусе, трамвае;
– учить изображать в рисунке дорожные знаки, сигналы светофора, велосипед, человека, несколько человек, предметы, которые закрывают видимость дороги, деревья, кусты, стоящий транспорт;
– во время прогулок определять, кто правильно выполнял требования правил, кто нарушал;
– учить определять опасные места на дороге;
– читать книги на тему безопасного движения по дорогам.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА
1. Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в области вызывает озабоченность у сотрудников госавтоинспекции, народного образования, здравоохранения, общественности.Роль семьи в формировании навыков безопасного поведения детей на дороге
Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.
Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научить читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране – тысячи. Не смотря на то, что это маленькие страны – у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в нашей.ПОМНИТЕ!
Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии.
По своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои условия, и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребенка за руку, проходит весь маршрут и объясняет порядок его прохождения. Затем ребенок должен взрослого члена семьи провести по маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребенка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребенок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребенок при этом не должен знать, что за ним ведется контроль.Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.
Цель: выяснить, какие трудности испытывают родители в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, провести индивидуальную работу с ними, оказать им педагогическую помощь, дать конкретные рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Наглядные пособия: иллюстрации.
Краткое содержание беседы
Педагог спрашивает родителей о трудностях в воспитании и обучении детей правилам дорожного движения, даёт педагогические рекомендации.Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты:
_________________________________________________________________________________
2. Что, по-вашему, является главным в работе по профилактике детского дорожного травматизма?
_________________________________________________________________________________
3. Как Вы знакомите ребенка с правилами дорожного движения (в форме игры, занятия, советов и предостережений)?
__________________________________________________________________________________
4. Есть ли у Вас дома необходимая литература по данной теме?
__________________________________________________________________________________
5. Испытываете ли Вы трудности в работе с ребенком по этой проблеме?
__________________________________________________________________________________
6. Какую информацию или консультацию по обучению своего ребёнка правилам дорожного движения Вы хотели бы получить?
__________________________________________________________________________________
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты:
____________________________________________________________________________________
2. Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
____________________________________________________________________________________
3. Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?
____________________________________________________________________________________
4. Знает ли Ваш ребенок, где находится детский сад? (Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге)
_____________________________________________________________________________________
5. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
_____________________________________________________________________________________
6. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
_____________________________________________________________________________________