Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги»

Дидактическая игра«Ты, водитель, не зевай, дорожные знаки - ты вспоминай»
Цель: формирование умения пользоваться полученными знаниями на практике.
Задачи:
• обучать детей правилам дорожного движения;
• развивать внимательность;
• формировать коммуникативные навыки в общении друг с другом;
(уметь слушать друг друга, аргументировано объяснять свою точку зрения, уважительно общаться между собой)
Ход игры:
Игра может повторяться несколько раз со сменой ролей.
В игре участвуют как дети-водители, так и дети – наблюдатели.
С помощью считалки определяются несколько водителей. Они выбирают себе транспортное средство. По очереди начинают двигаться. Во время «движения» на их пути «появляются» дорожные знаки (ребенок-помощник выставляет знаки на дороге). Детям необходимо действовать по указанию дорожных знаков, встречающихся на пути, объяснять значение знака, его необходимость на дороге.

Дидактическая игра«Лунтик на городе»

Цель: формирование безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Задачи:
• продолжать расширять знания о дорожных знаках;
• развивать умение действовать в соответствии со знаками движения.
Ход игры:
Педагог обращается к детям:
- Ребята, у нас сложная ситуация! Лунтик отправился на прогулку по городу! Давайте ему поможет! Ведь он не знает всех дорожных знаков.
(Дети моделируют и обыгрывают ситуацию в которой объясняют какие дорожные знаки встречаются на пути, что обозначает знак и как нужно действовать в соответствии с ним. Детям также нужно быть внимательными и вовремя исправлять ошибки Лунтика, т.к. он может интерпретировать понимание знаков в свою пользу, всячески нарушая правила).

Дидактическая игра «Светофор Светофорьевич Светофоров»
Цель: расширение у детей знаний о светофоре.
Задачи: продолжать знакомить детей с сигналами светофора, способствовать пониманию сигналов светофора для пешеходов и водителей, развивать внимательность, формировать умение принимать решения о движении в соответствии с нужным светофором.

Дидактическая игра «На загадку отвечай,
Знак скорее называй!»
Цели: формирование знаний о дорожных знаках.
Задачи:
• расширять осведомленность, словарный запас, связную речь;
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку о дорожном знаке, детям надо отгадать загадку, найти соответствующий знак, выставить его на макет и объяснить действия пешехода и транспорта в соответствии с этим знаком.
Знак «Дети»
Много знаков есть на свете
Их водителю не счесть
Но увидел знак и понял
Осторожно! Дети впереди!
Этот знак относится к предупреждающим знакам. Обозначает участок дороги вблизи детского сада или школы и предупреждает водителей о возможном внезапном появлении детей на дороге. Для детей этот знак является предупреждением о запрете пересечения дороги в данном месте. Этот знак еще используют в виде наклейки на общественном транспорте если перевозят на нем детей.
Знак «Пешеходный переход»
Если хочешь перейти
«Зебру» нужно бы найти!
Влево, вправо посмотри
И вперед скорей иди!
Это знак называется «Пешеходный переход». На нем изображена зебра. Этот знак указывает, что в этом месте можно перейти проезжую часть улицы.
ВАЖНО:
• Если знак в красном треугольнике, то это предупреждение водителю о приближении к переходу и необходимости снижения скорости.
• Для пешехода – это сигнал о запрете пересечения дороги в месте.
Знак «Остановка»
Это знак укажет нам
Где автобуса нам ждать
Знак «Место остановки трамвая/автобуса». Информирует о месте остановки общественного транспорта и его ожидания пассажирами.
Поставил машину
И не волнуюсь
Работу закончу
И к ней я вернусь!
Знак помогает водителями определить мест для стоянки автомобиля.
Очень важная персона!
На дороге он стоит.
Ярким светом глаз своих
Он укажет очередность
Для дальнейшего пути! (светофор)
В правилах дорожного движения есть знак «Светофорное регулирование», он предупреждает о приближении к участку, где движение регулируется светофором. Это может быть, как обычный перекресток, так и пешеходный переход или просто обычный участок дороги.
В городе, где перекрестки оборудованы светофорами перед каждым светофором этот знак не ставят. Обычно его устанавливают в станицах, поселках, где один, два светофора. Знак предупредит, что впереди светофор и водители будут к нему готовы.

Дидактическая игра «Подумай – отгадай»
Цели: уточнение представлений детей о транспорте и правилах дорожного движения.
Задачи:
• активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;
• воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры: воспитатель задает вопросы детям, тот из детей, кто знает правильный ответ, поднимает руку, тот, кто первым ответит правильно - получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).

Дидактическая игра «Законы улиц»
Цель: формирование в детях безопасного поведение на дорогах.
Задачи:
• учить соблюдать дорожные правила - основу безопасности на дорогах;
• развивать психические качества ребёнка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение;
• воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте;
• расширять и активизировать словарный запас у детей: тротуар, проезжая часть, бордюр, сигналы светофора для пешеходов и транспорта, пешеходный переход, регулировщик.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми игровое поле с улицами и домами и проезжей части, задаёт ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на игровом поле.
Вопросы к детям:
- Какие дома на нашей улице?
- Где должны ходить пешеходы?
- Где должны ездить машины?
- Что такое перекресток?
- Где и как правильно его переходить?
- Что обозначает пешеходный переход?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
- Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям с помощью кукол разыграть различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый - останавливаются, ждут, на красный - продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного знаком «пешеходный переход» и там проходят проезжую часть. Потом воспитатель предлагает детям проехать по улице соблюдая правила дорожного движения.

Дидактическая игра «Водители на улицах города»
Цель: развитие у детей умения ориентироваться в дорожной ситуации по дорожным знакам.
Для игры нужны:
• схемы-движения со стрелочками, фигурки транспортных средств (автомобиль, грузовик, спецтехника, мотоцикл, велосипед);
• волчок со стрелкой, поле с расчерченными секторами. На которых нарисованы транспортные средства, пропуск хода, дополнительных ход. За правильность выполнения игрок получает наклейку «Светофорчик».
Ход игры: Каждый «водитель» получает «схему движения» и «транспорт».
Ведущий (педагог) заводит волчок, игра начинается! «Водители» по очереди начинают движение по городу.
Один завод волчка дает право на проезд по одной улице. Нарушил правило движения – отдаешь наклейку. Тот, кто заметил нарушение, получает одно очко.

Дидактическая игра по ПДД «Моя дорога домой»
Цель: развитие у детей умения ориентироваться в дорожной ситуации по дорожным знакам.
Задачи:
• формировать у детей навыков ориентироваться в ситуациях, возникающих на дороге, с учетом наличия дорожных знаков;
• помогать практически осваивать правила дорожного движения при моделировании маршрута от детского сада до дома.
• воспитывать навыки безопасного поведения.
Игра для детей 3-7 лет
Количество игроков от 4 до 6 человек
Ход игры: Педагог заранее выставляет на «Макете Дороги» знаки, соответствующие сигналы светофора. Дети договариваются у кого какой маршрут будет. Затем каждый игрок, двигаясь от имени «пешехода» или «водителя» объясняет свой путь в соответствии с встречающимися знаками. После прохождения пути, идет обсуждение правильности движения. Насколько игрок действовал в соответствии с ПДД и дорожными знаками.

Дидактическая игра «Продолжи предложения»
Цель: закрепление правил дорожного движения.
Задачи:
• развивать в детях уверенность от полученных знаний;
• воспитывать культуру поведения на дороге.
Ход игры:
Педагог начинает, дети продолжают
Я смогу перейти дорогу, если ….
Здесь нельзя кататься на велосипеде, так как…
Я должен остановиться и пропустить машину, потому что …
На дороге часто встречаются дорожные знаки, такие как …
Если не соблюдать правила дорожного движения, то …
Нельзя играть на проезжей части дороги, так как…
Как Вы думаете, кто главнее на дороге – пешеход или машина?
(Вопрос на размышление). Объясните, почему.
Понимают умники и умницы: никогда нельзя играть на …(улице)
Чтоб под машину тебе не попасть, не выбегай на проезжую …(часть)
На дорогу выскочил бульдог, постовой скорей свистеть в …(свисток)
Нарушитель был не прав, заплатить придется … (штраф)
Под землей народ идет, там подземный … (переход)
- Нельзя ходить, - предупредили Юру, - по краю тротуара, по …(бордюру)
Пешеход и шофер смотрят на … (светофор)
Ребята! – крикнула Алёна, - скорей пойдем на свет …(зеленый)
Дидактическая игра
«Почемучка»
Почему опасно играть с мячом или собакой возле дороги?
Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?
Почему нельзя выходить на проезжую часть дороги из-за кустов и заборов?
Почему опасна стоящая возле тротуара машина?
Почему детям нужно крепко держаться за руку взрослого при переходе дороги?
Найди ошибку
Контролер ЖИЛЕТ мой взял и немедленно порвал (билет)
Сказал водитель в микрофон: «Пройдите граждане в ТАЛОН!» (в салон)
МОТОК водитель запустил, автобус быстро покатил. (мотор)
РОДИТЕЛЕМ автобуса надумал Ваня стать. Чем очень он порадовал сестру, отца и мать. (водителем)
«В вагоне, - сообщили нам, - Не прислоняются к ЗВЕРЯМ» (к дверям)
Забибикала МАЛИНА: - У меня спустила шина! (машина)
Хоть кого угодно расспроси: ЧАШЕЧКИ всегда есть на такси! (шашечки)
Откинься на СПИЧКУ сиденья! Расскажешь потом сновиденья. (на спинку)
Машина мчит по мостовой, СИРЕНИ раздается вой. (сирены)
Водитель вовсе не простак – налил бензина полный МАК. (бак)
КУЛЬ у водителя в руках, машина мчит на всех парах! (руль)
Шофер залез в КАЛИНУ, скорей завел машину. (в кабину)