Консультация для воспитателей

«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В процессе игровой деятельности у ребенка развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами сверстника, умения сдерживать свои желания, если они мешают коллективу, считаться с мнением сверстников, помогать ему, сопереживать его радости и печали.

В жизни ребенка особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Этот вид игры наиболее плотно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих сверстников и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установленным между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игре ребенок и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник – изобретатель – создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, новые модели платьев, изготовляет мебель.

Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах ( их значении, свойствах, качествах). Но детям нужно иметь не просто какой –то запас знаний, необходимо их осознанное усвоение и накопление практического опыта их использования. Это возможно в том случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает их чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно – ролевая игра имеет несколько компонентов: сюжет, содержание, роль.

Сюжет - это та сфера действительности, содержание игры которой воспроизводится детьми. Сам сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. (крутит руль автомашины, готовит обед, учит учеников, воспитывает детей как воспитатель, продает товар).

Содержание игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выбрал сам.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно – роевой игры. Всякая роль содержит свои правила и поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, из отношений в мире взрослых. (игра «Дочки – матери» - ребенок заботится о своем «ребенке», как «настоящая мама», так же готовит ему еду, укладывает спать, ласкает, ругает, наказывает, приголубливает).

Давай те рассмотрим, какую роль играют сюжетно – ролевые игры в развитии ребенка и как развиваются творческие способности ребенка в этом виде игры.

В сюжетно – ролевых играх решаются самые главные задачи воспитания ребенка.

Это задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. Игра является важным средством умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика и т.д. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре (моряки строят корабль, врачи оборудуют поликлиники). Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартук и косынку, чтобы делать печенье, ребенок превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником. Сюжетно – ролевая игра тесно связана с художественным творчеством детей –рисование, лепкой, конструированием. Можно увидеть одни и те же темы и в игре, и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. В этом виде игры у детей быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растет их самостоятельность в организации своих действий. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В процессе игры у детей развивается речь. Ребенок умеет сообщить мысль собеседнику, вести диалог, регулировать свое поведение в зависимости от слов собеседника. В самостоятельной деятельности дети начинают вначале мысленно оставлять план, а потом уже выполнять свою работу, т.е. дети уже планируют свою деятельность. У детей становятся глубже познавательные интересы (Почему? Зачем?) Дети сами могут выделять познавательную задачу как таковую, умеют произвольно управлять своим вниманием. У них появляется интерес к школе, к грамоте, возрастает интерес к природе и технике, многие интересы начинают приобретать устойчивый характер. Знают свойства многих предметов, умеют анализировать и сравнивать их, могут устанавливать разнообразные связи между вещами и явлениями и обозначать эти связи словами. Возрастает умение детей выделять типичное, существенное, классифицировать предметы по общим основным признакам. Больше рассуждают, сопоставляют, приходят к каким – то своим умозаключениям, в основе которых лежат процессы анализа и синтеза. С сюжетно – ролевых играх у детей развивается логическое мышление и воображение. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (например, в танцах - ребенок придумывает новые движения). У детей развивается чувство коллективизма, дружбы. Проявляются такие чувства, как удовлетворение, радость от совершения хорошего поступка и чувства смущения, вины, стыда за плохой поступок. И это уже является регулятором нравственного поведения человека. В процессе игры у детей так же формируется чувство ответственности, чувство собственного достоинства.

Сюжетно – ролевые игры способствуют умственному развитию ребенка. Оно включает в себя практическое усвоение им элементарных знаний, творческих овладение им действиями с предметами, элементарными знаниями, развитие у него мышления, речи, памяти, воображения, обогащение его интересов, чувств – все это составляет его духовный облик.

Итак, на основании вышеизложенного, можно заключить следующее, что игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими сверстниками осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.