Консультация для педагогов и родителей:«Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения»

Дорога – это источник повышенной опасности для всех участников дорожного движения. Но особенно она опасна для дошкольников, у которых ещё отсутствует природное чувство самосохранения. Обеспечение безопасности детей на дороге –главная задача всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения.

Важно с раннего детства формировать привычку к безопасному поведению. Частью этой важной работы является обязательное создание во всех группах развивающей предметно пространственной среды. Понятие развивающая предметно-пространственная среда рассматривается в педагогике как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.

В каждой возрастной группе детского сада созданы центры по безопасности дорожного движения, которые наполнены разнообразными материалами и оборудованием,

наполнение которых зависит от возраста воспитанников.

В первой младшей группе воспитанники знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом (например автобус). Определяют, из каких частей состоят машины. Учатся различать красный и зелёный цвета. Наполнение центра;

• набор транспортных средств, иллюстрации с изображением транспортных средств;

• кружки красного и зелёного цветов;

• макет пешеходного светофора;

• атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

Во второй младшей группе воспитанники продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

• плакаты, картинки на классификацию видов транспорта и отражающие дорожные ситуации;

• простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть, с набором игрушек (машин , моделей человека и т.д);

• макет транспортного светофора (плоскостной);

• набор дорожных знаков: особых предписаний «Место остановки автобуса».

Для детей средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Так же дети знакомятся с такой сложной темой, как перекресток. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что, когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

• макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;

• макет улиц с перекрестком (на макете необходимо нанести пешеходный переход) для отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке.

Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу. Появляются новые дорожные знаки: «Сигнал запрещен», «Пункт


медпомощи», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пешеходный переход»

В старшей группе происходит более расширенное знакомство с названиями ближайших улиц к детскому саду и улиц, на которых живут дети, поэтому в уголке появляются более сложные макеты улиц с разными объектами (д/садом, магазином и др.), обязательно со съёмными предметами, для самостоятельного моделирования улиц и отработки навыков безопасного поведения. Также необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»;

- предупреждающие знаки: «Дети»;

-запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

-предписывающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

-знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

-знаки сервиса «Больница», «Пункт питания».

Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Кроме того, воспитанников старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке ПДД должны быть схемы жестов регулировщика. Основные атрибуты инспектора ДПС для сюжетно-ролевых игр: жезл, фуражка, нарукавники, свистки.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

• собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) К атрибутам для сюжетно – ролевых игр добавляется окошечко выдачи прав, водительские удостоверения. В уголках каждой группы должна быть подобрана художественная литература, книги разных авторов с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихи. Неплохо иметь энциклопедии на тему транспорта (для старших групп). Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится играм, поэтому в группах должны быть настольно- печатные игры, игровые поля, различные виды конструкторов, строительные наборы, транспортные наборы, пазлы или пазлы – вкладыши (пазлы крупного размера для младших групп и мелкие пазлы, для старших групп). Кроме этого необходимо иметь напольное покрытие (коврик) или раскладную панель с дидактическим рисунком улиц и дорог (со средней группы на нем обязательно должны быть пешеходные переходы, перекресток), а дороги довольно широкие, чтобы организовать две полосы движения игрушечными машинками, так же могут быть люди и животные) для сюжетно - ролевых игр: «Наша улица», «Дорога в детский сад», «Инспекторы и автомобилисты», «Мы водители», «Юный инспектор» и другие.

Обязательно в каждой группе должны быть:

-картотека сюжетно – ролевых, подвижных игр, дидактических игр, игр, в которые можно играть в семейном кругу;

-картотека стихов и загадок;

-картотека «опасных ситуаций (в подготовительной группе).

А также актуальная информация для родителей в виде наглядной информации (листовки, брошюры, консультативные материалы).

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает успешное освоение детьми правил дорожного движения, способствует формированию навыков практического применения, и соблюдения ими правил дорожного движения. Сегодня детский сад стремится обеспечить качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.